Опьяненных водителей начнут выявлять заного. Как это работает и чем угрожает.
Доработанный проект правил и порядка освидетельствования людей на состояние опьянения был опубликован Министерством здравоохранения в марте месяце 2025 года. Пока распоряжение, который был размещен на regulation.gov.ru, еще не действует, он должен вступить в силу 1 сентября. Документ усиливает нормы проверки на спиртное и наркотическое опьянение и вводит в перечень нелегальных новое вещество. Мы изучили сущность изменений.
Действующие правила
Порядок проверки водителей на спиртное, наркотическое либо другое токсическое опьянение прописан в ведомственном распоряжении 993н. Животрепещущий документ продолжит действовать до 1 сентября 2025 года.
До вступления в силу нового порядка, который был рассчитан до 1 сентября 2031 года, продолжат действовать прежние правила проверки на опьянения, которые в протяжении ряда лет оставались фактически постоянными. Сущность их для водителей в последующем.
На первом шаге подозрительного гражданина требуют подышать в алкотестер. На втором — может быть врачебное обследование в медицинском учреждении со сдачей доп анализов.
При подозрении на опьянение шофер должен два раза подышать в сертифицированный и уполномоченный алкотестер с интервалом 20 минут. В случае установления опьянения устройством и несогласии с плодами шофер может востребовать провести врачебное обследование. В данном случае инспекторы должны отвезти потенциального нарушителя к докторам. По результатам процедуры доктор выносит одно из 3-х заключений:
«состояние опьянения установлено»;
«состояние опьянения не установлено»;
«шофер не согласился от проверки».
Что обменяется
Новые правила проверки на опьянение содержат целый ряд суровых изменений, которые затронут как водителей, так и пешеходов. Для начала перечислим эти новаторства, а потом разберемся в них тщательно.
Будет нужно подписание «добровольческого обладающего информацией согласия» на мед вмешательство.
Вырастет интервал меж 2-мя обычными продувками алкотестером.
У водителей, пострадавших в аварии, и лиц с симптомами отравления наркотиками и алкогольными напитками будет выполняться отбор 2-ух образцов био материала (моча и кровь).
Будет введено непременное распоряжение на прием фармацевтических средств.
Перечень нелегальных веществ пополнится мефедроном.
Для чего необходимо согласие
Слово «добровольческое» в термине «добровольческое информированное согласие» может смутить: в реальности добровольческим для водителей оно является только условно. После вступления в силу нового распоряжения отказ от подписания добровольческого обладающего информацией согласия будет приравнен к отказу от медосвидетельствования.
В согласовании со ст. 12.26 КоАП гражданин, не подписавший документ, будет наказываться штрафом на сумму 45 тыс. руб. и лишаться права управления транспортными средствами на полтора-два года.
По словам заместителя председателя правления Национального антинаркотического союза Алины Рудаковой, введение нового документа продиктовано общегражданской нормой: по факту речь идет о безусловном сопровождении любого пациента, позволяющем избежать правовых проблем.
«В любой связи, где есть пациент и медсестра либо врач, любое медицинское вмешательство должен сопровождать документ, который подписывает пациент. О том, что он дает на это согласие. Это норма, без которой даже медсестра не может подходить к пациенту», — пояснила эксперт.
Впоследствии благодаря этому документу водитель сможет, к примеру, оспорить недобросовестное оказание врачебных услуг через суд. Это могут быть, в том числе, ненадлежащим образом проведенные анализы на алкогольное или наркотическое опьянение.
Интервал между «продувками» вырастет
В настоящее время между «продувками» алкотестером регламентирован интервал 15–20 минут. С сентября это время увеличится до 25 минут.
В ходе проверки врач измеряет степень опьянения в два подхода. В первый раз — когда водитель прибыл на место освидетельствования, второй — через 15–20 минут. В соответствии с новым регламентом время между первой и второй проверками составит 15–25 минут.
Указание на прием лекарств
В новом регламенте планируется обязательное указание лекарственных препаратов, принимаемых водителем по назначению врача. Заместитель председателя комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты Александр Холодов обратил внимание на то, что эти препараты с сентября будут вноситься в акт. Такое указание пригодится на случай, если какое-то лекарство впоследствии будет выявлено в организме водителя.
Запретят мефедрон
Список запрещенных веществ для лиц, управляющих транспортом, официально пополнится мефедроном. Также, как отмечает ознакомившийся с проектом Александр Холодов, с сентября будет введен обязательный список того, на что необходимо исследовать биологические образцы. Этот список не закрытый, «чтобы врач не проверил на что-то одно, а про остальное забыл».
«Мефедрон — это один из современных синтетических наркотиков, серьезное психоактивное вещество. На первый взгляд не всегда можно определить, что человек находится под действием этого наркотика. Признаки: повышенная возбудимость, гиперэмоциональность и так далее», — пояснила Алина Рудакова, зампред правления Национального антинаркотического союза.
По словам специалиста, эффективнее всего выявить мефедрон можно по крови и волосам пациента.
Что не так с новым порядком
Экспертное сообщество оценило поправки в правила освидетельствования граждан на состояние опьянения по-разному. В Национальном антинаркотическом союзе обновление поддержали, поскольку речь идет об «ожидаемых и очень нужных, с точки зрения наркологов» изменениях. В конечном счете, по мнению Алины Рудаковой, это должно привести к некоему учету пойманных в состоянии опьянения водителей. Правда, как именно будет организован такой учет, по ее словам, рассуждать пока рано.
В пресс-службе МВД комментировать проект отказались, сославшись на то, что ведомство «не является разработчиком проекта, указанного в запросе», и порекомендовав обратиться за соответствующими разъяснениями в Минздрав. Министерство здравоохранения на запрос Autonews.ru не ответило.
Эксперт Холодов проект в целом оценил также положительно, назвав его более грамотно сформулированным, однако заметил, что граждан продолжают делить на водителей и неводителей.
«Эта практика тянется еще с советских времен, когда было два разных приказа. От этой практики надо уходить», — прокомментировал проект документа эксперт.
Также собеседник заметил, что водители, принимающие лекарства, по-прежнему остаются в зоне риска.
«Человек, к примеру, «сердечник», пьет корвалол. С утра встал, чувствует себя отлично, никаких лекарств не употреблял, хотя до этого регулярно. Сел за руль. Никаких признаков опьянения нет, а наличие вещества есть. Когда его освидетельствуют как водителя, он получит заключение, что опьянение установлено, а как только он пройдет освидетельствование как пешеход, там же напишут, что наличие установлено, но опьянения нет. И оба заключения будут абсолютно законными».
Холодов напомнил, что в соответствии с ПДД запрещено управлять транспортом в состоянии опьянения, а не после употребления лекарства. Это принципиально разные понятия, отметил он.
Комментарии закрыты.